Санкт-петербург, 8-9 октября 2015
СВЕТОВОЙ ДИЗАЙН 2015
Двухдневная поездка в северную столицу на ежегодную конференцию светодизайнеров, собирающую людей, заинтересованных в развитии культуры освещения в России.
Конференция "Световой дизайн 2015" организованная объединением российских светодизайнеров RULD и Университетом ИТМО прошла 8-9 октября в Санкт-Петербурге. За эти два дня на конференции прозвучало около 30 докладов от российских и зарубежных специалистов, были проведены три круглых стола и фестиваль световой культуры в Александровском парке. Темой конференции была объявлена световая культура.
Основную ценность, конечно, представляли доклады, поэтому я хочу выделить 3 основных направления:
  • Световая культура
  • Функции освещения
  • Реализованные проекты и личный опыт докладчиков
Важно отметить, что данные направления выделены субъективно и основываются на личных впечатлениях.
1
СВЕТОВАЯ КУЛЬТУРА
– Образование и наука
– Формирование социального запроса
– Специфика формирования свето-цветовых сред в России

2
ФУНКЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ
– Утилитарная
– Эстетическая
– Психологическая

3
ОПЫТ
– Проекты освещения в России
– Свет в различных культурах
– Смежные дисциплины

Световая Культура
Выступление Н. И. Щепеткова "Светодизайн и световая культура"
Тема культуры освещения так или иначе затрагивалась во многих презентациях в течение обоих дней конференции. Думаю, что слышал определение этого термина как минимум 3 раза и каждая трактовка кардинально отличалась от других, но, на мой взгляд, ни одна не смогла охватить все аспекты этого широкого понятия.
Поиск ответа на вопрос что такое световая культура – верный шаг в направлении её формирования. Мне очень понравилась фраза зав. кафедры архитектурной физики МАрхИ Н. И. Щепеткова про то, что пока в стране не сформировался социальный запрос световой культуры, качественных решений освещения можно не ждать. Могу только добавить, что именно качественных решений созданных российскими светодизайнерами, так как сейчас для создания проектов освещения привлекают зарубежных специалистов.
Перед тем как формулировать определение термина световая культура, думаю, стоит разобраться в том, что такое культура вообще. Здесь я приведу понравившуюся мне цитату Н. К. Рериха.
"В прошлых статьях о Культуре мне приходилось называть Культуру почитанием Света. В результате мы и не уйдем от этого понимания. Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. Но, может быть, я слишком воодушевлен понятием Культуры, потому обратимся к наиболее прозаическим определениям толковых словарей и энциклопедий. Пресловутый Вебстер определяет цивилизацию как акт гражданственности или цивилизованное состояние, относительное преуспеяние в социальной культуре. Тот же словарь определяет Культуру как акт улучшения и развития воспитанием, дисциплиной; просвещение и дисциплинирование, полученное умственным и моральным воспитанием; утончение; характерные достижения народов или социальных организаций, как, например, "греческая Культура".
Большая Энциклопедия Этики совершенно опускает определение слова цивилизация, как не входящего в круг высоких этических понятий, и посвящает Культуре следующие строки: "Культура. Бэкону мир обязан этим термином, так же как и философией о культуре. (Прогресс учения. 1605 II ХIV, 2.) Хотя в самом себе понятие культуры достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека - мыслительной, религиозной, этической, - оно более всего понимаемо как высшее стремление человечества утвердить смысл своего внутреннего Бытия. Это стремление выражается рядом контрастов по разделению мыслительному и действенному. Наиболее основные контрасты по делению физическому и духовному, с их дуализмом животности и человечности. Идеалами культуры человек устремляется к высокой мыслительной жизни, а не к насилию, стремясь к вышнеудаленному, а не к ближайшему физически. С общественной точки Культура противопоставляется промышленным занятиям, различая их по качеству работы".
Как видим, говоря о Культуре как о почитании Света, мы лишь синтезировали существующее определение."

Н.К. Рерих // Синтез. 1932 г.
Основываясь на этом определении и небольшом исследовании выделяю три составляющих световой культуры:
  1. Культурные особенности. Они складывается из природно-географических и этнических факторов и социального наследия носителей культуры. Это обусловлено исторически сложившимися особенностями восприятия естественного света и климата территории, на которой проживают носители. Так же, безусловно, во многих культурах характер отношения к свету берёт своё начало в религии.
  2. Нормы и правила. Данная составляющая включает в себя терминологию данной области, нормы и правила освещения, которые создаются, совершенствуются и отслеживаются специальными институтами и организациями. Здесь вступают в игру уровни освещенности, которые хоть и схожи в различных странах мира, но все же имеют свою специфику, опять же, основанную на географии.
  3. Социальный запрос. Существующие образы освещения в сознании людей, которые они ожидают увидеть. Эта составляющая формируется на базе увиденных человеком примеров освещения и может развиваться в соответствии с повышением уровня проектов освещения.
Я пришел к выводу, что формирование световой культуры не может сводиться к получению какого-либо конечного результата. На мой взгляд культура – это процесс, носящий бесконечный итеративный характер. Формирование культуры света подвержено влиянию многих факторов, таких как культурная диффузия, развитие технологий, особенности рынка осветительного оборудования и др. Суть этой культуры – адаптации к внешнему миру, развитию и удовлетворению потребностей её носителей.
Световая культура – бесконечный итеративный процесс изменения визуальных образов и норм, основанных на культурных и природно-географических особенностях под влиянием внешних факторов.
Так как Россия территориально расположена между Европой и Азией, то и подход к освещению формируется как нечто среднее между европейским и азиатским.
Именно в связи с поиском ответа на вопрос что такое световая культура, интересно отметить, что доклад французского светодизайнера Роже Нарбони (Roger Narboni) назывался "Свет и культуры". Он рассматривал проблему культуры освещения с глобальной точки зрения, вне рамок нашей страны. Роже Нарбони рассказал о своем опыте работы с заказчиками из разных стран мира: из Китая, Израиля, Бразилии и, конечно же, Франции. После доклада я поговорил с ним и его коллегой Софи Каклин, и они рассказали об их впечатлениях о российском дизайне архитектурного освещения – на их взгляд, так как Россия территориально расположена между Европой и Азией, то и подход к освещению формируется как нечто среднее между европейским и азиатским. В Европе прослеживается тенденция к использованию белого света невысокой яркости и, в целом, сдержанность во внешнем освещении. В Азии же, напротив, предпочитают использовать цветную динамическую подсветку высокой яркости. Российский светодизайн находится на стыке двух подходов, используя, в основном, статичный белый свет, но в значительных количествах.
Мастерплан освещения дельты реки Дуцзянянь, Сычуань, Китай
Светодизайн: Роже Нарбони
Мастерплан освещения Сан-Паулу, Бразилия
Светодизайн: Роже Нарбони
Мастерплан освещения Иерусалима, Израиль
Светодизайн: Роже Нарбони
После всех изысканий на тему культуры в голову приходит мысль зачем придумывать понятие "световая культура", формировать её и кому это нужно? Конечно же, это нужно чтобы светодизайнеры могли говорить, что они поднимают световую культуру России. Чтобы ответить на этот вопрос сначала нужно найти ответы на вопросы "что такое хорошее освещение" и "зачем нужно хорошее освещение".
Функции Освещения
На конференции во время обсуждения функций освещения они часто либо разделялись на эстетическую и утилитарную, либо не разделялись и единственной функцией была психологическая. Как писал профессор архитектуры и президент Международной комиссии по освещению (МКО) Н.М. Гусев в книге "Световая архитектура": "При удачном объединении в одно целое трех сторон освещения – утилитарной, психологической и эстетической – возникает новое качество интерьера – его световая архитектура." Такой подход работает не только в интерьере, он отлично подходит и для дизайна освещения открытых общественных пространств.
"При удачном объединении в одно целое трех сторон освещения – утилитарной, психологической и эстетической – возникает новое качество интерьера – его световая архитектура."

Н. М. Гусев // Световая Архитектура. 1973 г.
Световая культура является составляющей развития культуры общества в целом и нужна для следования тенденциям развития человеческих потребностей и их удовлетворения.
Так если с разделением на эстетическую и утилитарную функции все и так очевидно, то почему я решил заострить внимание на психологической?
На мой взгляд, часто при создании концепции освещения проектировщик стремится реализовать свой дизайнерский потенциал, забывая о назначении освещения и эмоциональных потребностях потребителя. Известно, что свет – мощный инструмент управления эмоциональным состоянием человека. Виды влияний начинаются с создания ощущения безопасности в подземных переходах до повышения производительности сотрудников в офисных помещениях. В итоге получается, что после реализации проект может выглядеть красиво, проходить по всем нормативам, но абсолютно не отвечать требуемой атмосфере и создавать неверное эмоциональное воздействие.
Исходя из вышесказанного, ответом на вопрос "что такое хорошее освещение" будет освещение, выполняющее требуемые утилитарную, психологичекую и эстетическую функции. А нужно оно для удовлетворения соответствующих потребностей человека.
Получается, что световая культура является составляющей развития культуры общества в целом и нужна для следования тенденциям развития человеческих потребностей и их удовлетворения.
Опыт
Помимо теоретических дискуссий о светодизайне на конференции многие доклады были посвящены реализованным проектам. Рассказы были как со стороны реализаторов, так и со стороны критиков. Критика реализованных проектов очень важна, так как она как минимум заставляет обратить внимание на существующие проблемы. Единственное, что мне бы хотелось слышать в конце выступлений критиков – предложения по улучшению ситуации или рекомендации по избежанию их в будущем.
В последний день после презентации Fagerhult о влиянии на детей освещения в школьных аудиториях мне запомнилось утверждение одного из участников конференции о запрете использования светодиодных светильников в образовательных учреждениях на территории России. Я заинтересовался этим вопросом и, после недолгих поисков, оказалось, что в 2012 году в соответствии с письмом
№ 01/11157-12-32 этот запрет был снят.

Отдельно хочу отметить выступления антрополога Н.В. Токарева на тему "Пылающая готика. Роль света в архитектуре соборов. 1130 – 1280 гг." и представителя кинетического направления в современном искусстве В. Ф. Колейчука "Световое формообразование". На мой взгляд, данные выступления заслуживают особенного внимания хотя бы по причине нетривиальности. Первый доклад позволил взглянуть на роль света глазами человека другого времени: как люди средневековья воспринимали свет и цвет, не зная его физического обоснования.
Доклад Вячеслава Фомича показал, что в конце прошлого века в России проводились такие эксперименты со светом, о каких в настоящее время никто даже и не задумывается. В презентации были продемонстрированы двухмерные арт-объекты, которые посредством особенного отражения света заставляли зрителя поверить в их трехмерность. Докладчик призвал светодизайнеров изучать особенности восприятия света человеком для наилучшего понимания и реализации ими своих задач и целей.
"Три стакана", 1996 год
В. Ф. Колейчук
"Квадрат в кубе", 1998 год
В. Ф. Колейчук
"Парящий куб", 2005 год
В. Ф. Колейчук
Автор статьи: Артем Масорин
Дата: 15.10.2015