рим, италия, 28-31 октября 2015
PLDC 2015
Крупнейшая международная конференция светодизайнеров, проходящая раз в два года.
Каждые два года в Европе проводится Конференция Профессиональных Светодизайнеров. Это уже пятая по счету конференция. Первая проводилась в Лондоне в 2007 году, затем были Берлин, Мадрид и Копенгаген. В этом году конференция проходила в Риме.
Девиз PLDC в этому году звучал так: "An educated decision", что я перевел как "решение образованного человека" (думаю, что можно и лучше перевести, но что-то ничего в голову не пришло). Такой девиз указывает на факт того, что светодизайн – дисциплина, основанная на научных изысканиях и знаниях из области медицины и технологий.
Первый день конференции прошел отлично от всех остальных – было организовано 3 крупных мероприятия:
  • Educators' meeting – встреча организаторов обучающих программ в сфере светодизайна.
  • Cities' Forum – обсуждение проблем и современных подходов городского освещения и мастерпланирования.
  • Visual Ergonomics Workshop – воркшоп о влиянии света на здоровье и производительность.
Большую часть времени я провел на Cities' Forum. Особо интересный доклад был у французского светодизайнера Роже Нарбони (Roger Narboni). Я уже писал про него в предыдущем посте. Оказалось, что он является родоначальником мастерпланирования освещения.
Сейчас он пришел к идее, что практикуемый в течении многих лет подход к освещению городов с определением приоритета и соответственно яркости освещаемых объектов на основе их архитектурной и исторической ценности в корне не верен. Такой подход хорошо смотрится в проектной документации и возможно на фотографиях, но Роже предлагает за исходную точку проектирования освещения принять человека, а не объект.
Ориентированный на людей подход переворачивает с ног на голову все существующие методы проектирования. Теперь свет должен быть там, где он нужен людям. Как пример он привел случай из жизни, когда некая церковь неподалеку от его места проживания очень ярко освещалась в темное время суток, но никто не ходил по улице на которой она стояла , а тем более никто специально не ходил в эту церковь вечером или ночью и не видел её подсветку. Получается, что данная подсветка – это пустая трата электроэнергии и дополнительный источник светового загрязнения.
Светодизайнер призвал разрабатывать "инфраструктуру темноты" при освещении города и для лучшего исполнения задач освещения необходимо обучать людей, учитывать их мнения и пожелания и включать их в работу над проектами, которые будут непосредственно ими использоваться.
В конце дня на Cities' Forum организовали тематические круглые столы. На 9 столов в зале поставили таблички с различными темами: "Темнота против безопасности", "Свет как инструмент создания образа города", "Интеграция медиа в пространство города", "Световое искусство в публичных пространствах", "Необходимые навыки профессии координатора освещения города" и др. За каждым столом сидел модератор и вел беседу с участниками круглого стола. Всего было 6 подходов по 15 минут и между подходами участники перемещались между столами. В итоге за полтора часа я получил огромное количество новых интересных мнений на различные темы.
На второй день конференции все было уже структурировано: доклады читались параллельно в четырех различных аудиториях названных в честь основных спонсоров мероприятия: iGuzzini, Osram, Philips и Reggiani. Так же было разбиение по тематикам докладов:
  • Исследования
  • Практические примеры
  • Свет + Культура
  • Вопросы профессиональной деятельности
В этот день мне понравилось выступление британско-итальянского архитектора Риккардо Марини (Riccardo Marini). Этот доклад был не об освещении, а об архитектуре публичных пространств и о подходе при их проектировании. По его словам, конечный пользователь и функция пространства опять часто выпадает из контекста в угоду амбициям архитектора. Запомнилась выражение "Bird shit architecture" – так сказать архитектура с высоты птичьего полета :) Так можно сказать когда план города выглядит красиво на карте, но неудобен для жителей.
ИССЛЕДОВАНИЯ

Lighting Application Research
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ

Lighten Application Case Studies
СВЕТ + КУЛЬТУРА

Light + Culture
ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Professional Practice Issues
В промежутке между докладами я зашел одну из организованных на конференции "комнат впечатлений" под названием "Моделирование дневного света". В этой комнате были представлены работы студентов Университета Флориды (University of Florida), созданные во время прохождения курса дневного освещения в Архитектурном Институте Виченцы (Vicenza Institute of Architecture). Работы представляют собой макеты неких помещений с меняющимися внешними сценариями освещения, имитирующими равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние на различных широтах. Эти макеты показывают широкие возможности использования естественного освещения в архитектуре.
Основную часть третьего дня я потратил на ознакомление с новинками на выставке производителей осветительного оборудования. Могу выделить 2 основных важных для меня новинки: первая – появилась технология диммирования светодиодных светильников не вызывающая мерцания даже при съемке камерой (прим. со стандартной скоростью съемки). При работе светодиода источник света включается и выключается с частотой неуловимой человеческим глазом. Раньше одним из наиболее распространенных методов диммирования было изменение длительности включенного состояния светодиода. При таком подходе становился заметен стробоскопический эффект, что оказывало негативное влияние на самочувствие человека.
Предложенная технология диммирования уменьшает яркость светодиода путем уменьшения амплитуды и увеличением частоты мерцания. Так же частота мерцания теперь переменная, что даже при диммировании источника света до яркости менее 1% не создает мерцания.
Второй интересной новинкой для меня было появление на рынке большого количества компаний, занимающихся изготовлением высококачественных светодиодных лент в алюминиевых профилях с рассеивателями. Еще только 1-2 года назад было всего несколько компаний, производящих такие изделия, теперь же в это сегменте должна появиться здоровая рыночная конкуренция.
Во второй половине дня был доклад исследователей из США доктора Кевина Хаусера (Dr. Kevin Houser) и доктора Майкла Ройера (Dr. Michael Royer) на тему "Оценка цветопередачи источника света используя методику IES TM-30-15". Эта методика была представлена в сентябре этого года взамен всем известной методики CRI или Ra. В отличии от CRI новая методика использует для оценки 2 показателя: насыщенность (color gamut) и точность (color fidelity). Насыщенность показывает положительное или отрицательное значение насыщенности цветов по отношению к эталону. Точность по сути является улучшенной версией CRI и показывает схожесть с эталоном, рассчитываемую на 99 тестовых цветах, вместо 12 при CRI. Так же для лучшего понимания цветопередачи источника света введено визуальное отображение (по центру на фото справа).
В последний день конференции всех затмило выступление Нила Харбиссона (Neil Harbisson) – первого в мире киборга. Этот человек родился с редким заболеванием не позволяющим ему различать цвета – он видел только в серых тонах. Вы можете себе представить насколько его восприятие окружающего мира отличается он нашего с вами. Чтобы как-то уйти от проблем с зависимостью людей от цветов он решил заниматься музыкой. Тут он открыл для себя, что в музыке каждому тону соответствует цвет. Это послужило отправной точкой для изобретения "третьего глаза", который преобразует цвет в звук.
Сначала это было просто устройство которое можно было носить на себе, но Нил хотел интегрировать его в свой организм и в итоге он решился на операцию по имплантации этого устройства в заднюю часть черепной коробки. Правда вместо звука теперь была вибрация, воздействующая на внутреннее ухо и интерпретируемая как звук.
Через два месяца после операции его восприятие мира кардинально изменилось: теперь вместо того чтобы одеваться в хорошо выглядящую одежду он надевает хорошо звучащую одежду, он выкрасил поверхности своего дома в разные цвета для лучшей ориентации, изменились предпочтения в еде из-за её звучания. Поход в супермаркет превратился для него в аналог посещения ночного клуба.
Следующим шагом было расширение диапазона до возможности восприятия ультрафиолета и инфракрасного излучения. Теперь он может определить когда лучше пользоваться солнцезащитным кремом и включены ли камеры слежения в банке.
К сожалению, из-за раннего рейса в тот же день я не смог попасть на Гала ужин, но, не смотря на это, я уехал на подъеме, полон энтузиазма и вдохновения для реализации новых проектов.

PS В 2017 году PLDC будет проходить в Париже.
Автор статьи: Артем Масорин
Дата: 14.11.2015