Франкфурт, Германия, 13-18 марта
LIGHT+BUILDING 2016: 7 вещей из мира освещения, которые нельзя пропустить
Артем Масорин, светодизайнер
27 марта 2016
Последним громким событием с сфере освещения была выставка Light+Building во Франкфурте, проходившая с 13 по 18 марта. Девизом выставки были слова "Цифровой – Индивидуальный – Сетевой" (Digital – Individual – Networked), но помимо этих трех направлений на выставке неявно ощущались и другие не менее важные тенденции.
1
Flicker-free блоки питания и ужасная ложь о диммировании светодиодов
Многие знакомы с этой проблемой – когда собираетесь снять видео в помещении, по экрану телефона «бежит» волна. Это так называемый стробоскопический эффект от диммирования светильников дешевыми блоками питания. Помимо этого, стробоскопический эффект оказывает негативное влияние на самочувствие и продуктивность вплоть до приступов мигрени и эпилептических припадков.
В продолжение тренда прошлого года, заданного на PLDC в Риме (Professional Lighting Design Convention), многие компании заявили о комплектации своих светильников «flicker-free» блоками питания. Такие блоки питания исключают появление стробоскопического эффекта. Об использованной технологии вы можете прочитать в моем предыдущем отчете.
Также я узнал интересный факт о диммировании светодиодов: оказывается, что в большинстве случаев при заявленном диммировании до 10% яркость на самом деле уменьшается всего лишь до 32%, а при диммировании до 1% – до 10%. Это обусловлено тем, что диммирование часто измеряется не в процентах от максимальной яркости, а в процентах от потребляемой электроэнергии. И зависимость между этими двумя показателями не линейная. Вот такой обман. Так что в большинстве случаев даже использование термина «диммирование» является некорректным.
2
Паразитная засветка
Если описывать это явление в двух словах, то паразитная засветка – это свет, попадающий мимо цели. Она часто встречается у светильников с отражателями и является источником излишних энергозатрат. Часто этого не замечают, но негативный эффект проявляется при создании явного светового акцента. Для правильного акцента требуется контраст 1:5 между фоном и объектом. Паразитная засветка часто не позволяет добиться такого контраста, так как светильник одновременно светит и на объект и на фон с меньшим контрастом.
Верный способ избежать паразитной засветки – использовать светильники с линзами, но цена на такие приборы значительно выше аналогов с отражателями. Некоторые производители могут предложить комбинированные системы из линз и отражателей, что позволяет найти некий компромис между ценой и качеством.
На выставке компания iGuzzini продемонстрировала 6-градусный прожектор Palco c отражателем и без паразитной засветки. Безусловно, это важный шаг в сторону удешевления качественных акцентирующих прожекторов.
3
Качество цветопередачи
Одна из ключевых характеристик светодиодных источников света – качество отображения цветов. Для себя я выделил 3 компании, проявивших себя в этой области: Xicato, Soraa и Lumen Center Italia.
Xicato совместно с британским светодизайнерами из Nulty+ разработали новую линейку светодиодных модулей. Раньше у них были 3 линейки: Standard, Vibrant и Artist. Standard – бюджетная серия со стандартной для светодиодов цветопередачей. Vibrant – серия для магазинов, данные модули делают цвета более насыщенными и привлекательными. Artist – светодиодные модули для музейного освещения, главная цель которых – максимально достоверно отобразить цвета освещаемых объектов.
На Lighting+Building ими была представлена серия Beauty предназначенная для решения одной из сложнейших задач освещения – отображения телесных оттенков. В свете этих светодиодов люди сразу выглядят намного приятнее. Применение таким светодиодам найдется везде, где бывают люди, но производитель особенно отмечает освещение салонов красоты и магазинов косметики.

Корейский производитель светодиодных лампочек Soraa не отстает в отображении цветов, но их основное преимущество – правильное отображение белого цвета. Они достигают в этой сфере наилучших результатов благодаря тому, что их светодиоды излучают свет в диапазоне почти всего видимого спектра, в то время как «обычные» светодиоды работают в урезанном диапазоне. У Soraa на стенде было наглядно продемонстрировано, что под обычным светом набор белых предметов смотрится одинаково, при включении же лампочки Soraa можно было заметить, что в наборе несколько различных оттенков белого.
И, в заключение, меня удивила компания Lumen Center Italia. Они пошли дальше, чем Soraa и разработали светодиод, диапазон излучения которого начинается на границе с ультрафиолетом и практически повторяет дневной свет.
4
Акцент на жилом сегменте
Стало заметно, что многие крупные компании, такие как Zumtobel, iGuzzini и Targetti (известные скорее в секторе освещения публичных и коммерческих пространств) начинают осваивать жилой сегмент – на выставке были представлены новые линейки светильников для жилых интерьеров. Так же среди производителей стало популярно делать светильники с технологией WarmDim – ностальгия по галогенным лампам. Суть технологии в уменьшении цветовой температуры от тепло-белой до оранжевой при диммировании.
В целом, такой тренд на освоение жилого сегмента можно связать с прогнозом международной консалтинговой компании McKinsey&Co. Согласно их отчету 2012 года, рынок освещения в жилом сегменте будет расти быстрее остальных в ближайшее время.
5
Laser Blade стал новым стандартом осветительных приборов
На мой взгляд, за последние годы на рынке осветительных приборов никто так ярко не выделился, как iGuzzini со светильником Laser Blade. Презентовав его в 2014 году, они создали новый тип встроенного светильника. Его основной особенностью является практически невидимый источник света при минимальной глубине встройки. В этом году можно было наблюдать, что аналогичные светильники заняли крепкие позиции в каталогах многих производителей. А iGuzzini в свою очередь, снова отличились и продемонстрировали возможность окрашивания Laser Blade в любые цвета по RAL, в то время как у других компаний возможности ограничиваются только черным и белым цветом.
6
Световая инсталляция Джеймса Таррелла
В рамках фестиваля света Luminale во Франкфурте была впервые открыта для публики отреставрированная инсталляция американского светодизайнера Джеймса Таррелла (James Turrell). В широких кругах этот светодизайнер наиболее известен благодаря клипу канадского рэпера Дрейка на песню «Hotline Bing», который снимался в помещениях одной из его инсталляций. Сам Джеймс Таррелл не был рад такой известности и даже хотел судиться с Дрейком, но решил, что оно того не стоит.
Инсталляция, о которой говорим мы - Франкфуртская инсталляция - располагается на 50-м этаже здания DZ Bank в помещении бара. Она была создана в 1998 году и представлена четырьмя элементами: обрамленным светом панорамным окном, светящимися дверьми, скульптурой в виде каньона в качестве барной стойки и стеной за баром. В пространстве заданы 4 световых сценария которые плавно сменяют друг друга, выделяя по очереди каждый из элементов инсталляции.
7
Искусственное небо
Уже не новинка, но то, что следует увидеть каждому – искусственное небо от итальянской компании Coelux. На стенде издательства Via Verlag (организатор PLDC) стояла неприметная маленькая комнатка, зайдя в которую можно было оказаться в совершенно оторванной от выставки атмосфере летнего отпуска. В потолке комнаты находится небольшое окно, очень реалистично имитирующее чистое голубое небо с ярким солнцем.
Данная инсталляция была представлена как единичный экземпляр во время выставки Light+Building в 2014 году и теперь, спустя 2 года, она поступила в серийное производство. Воссоздание атмосферы итальянского лета у себя дома - удовольствие весьма дорогое, но, вероятно, у этой компании большое будущее.
Итоги
Если подвести некую черту, то основной тенденцией минувшей выставки можно назвать качество света. Количество света было трендом прошлой выставки, а теперь все успокоились и стали задумываться о влиянии света на людей и их восприятие окружающего пространства.