КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ – ЧАСТЬ 1
Мастерплан Освещения Исторического Центра Великого Новгорода
Артем Масорин, светодизайнер
25 Декабря 2016
В последнее время городские власти начали понимать зависимость качества жизни от положительного образа города. Также благодаря значительному приросту городского населения, города начинают жить 24 часа в сутки. В совокупности оба этих фактора дают толчок к развитию ночного образа города.

До недавних пор существовало два типа уличного освещения: функциональное освещение и архитектурно-художественная подсветка. Другими словами, эти типы освещения можно назвать освещением для автомобилей и водителей и освещением для зданий. Оба эти подхода упускают одну важную деталь – освещение для людей. Проектирование систем функционального и архитектурного освещения независимо друг от друга не дает положительного вклада ни в образ города, ни в повседневную жизнь горожан.

Значительным шагом для развития качества жизни в ночное время суток может послужить уход от функционального подхода или "благоустройства" и выявление и удовлетворение реальных потребностей города. Обоснованное и спроектированное должным образом городское освещение способно выявить скрытые слои городской ткани, усилить принципы проектирования, укрепить местную культуру и повлиять на развитие социальных связей.
Без унифицированного подхода к проектированию городское освещение может привести к визуальной какофонии и большому количеству разрозненных проектов.
Без унифицированного подхода к проектированию городское освещение может привести к визуальной какофонии и большому количеству разрозненных проектов.

Скоординированная разработка проектов освещения всех объектов в городе – достаточно сложная задача, поэтому был разработан более концептуальный подход, названный световым мастерпланированием.

В настоящее время вектор подхода к освещению городов несколько поменялся: от традиционной сплошной заливки светом городского центра к свету для людей. Свет стал инструментом для создания социальных связей внутри городской среды. Такой подход ведет к развитию индивидуального облика города и способствует улучшениям в различных сферах городской жизни.

Великий Новгород является старейшим городом на территории России, а также одним из самых богатых с точки зрения культурного наследия. Новгород как никакой другой город нуждается в достойном мастерплане освещения. В давние времена Великий Новгород был одним из наиболее развитых городов восточной Европы и на данный момент имеет огромный потенциал развития ночного образа при использовании его уникальной городской среды и духа места.
Контекст
История Города
Деление по сторонам
Деление по концам
Основная архитектурная планировочная ось города
Первое упоминание о Великом Новгороде встречается в летописях в 859 году. Новгород является старейшим городом на территории современной России. Город был создан как центр большого племенного союза в северной Европе. Структура города определяет его роль в X-XII веках. Он был основан на берегу реки Волхов, по которой проходил один из наиболее значимых в то время торговых путей. Крепость на восточном берегу реки стала важнейшим оборонительным сооружением, гарантировавшим безопасность её жителям. Эта крепость была названа Детинцем [от слова "дети", которых первыми укрывали в крепости в случае нападения – прим.] или Кремлём. Западная сторона в дальнейшем станет называться Софийской в честь главной церкви города – собора Св. Софии – построенной в центре Детинца. Детинец впоследствии стал центром города и вокруг него сформировались концы.

На правом берегу реки Волхов, напротив Детинца, князь Ярослав построил административное здание около своего поместья, названное Ярославовым Дворищем. Многие века это место было социальным, политическим и экономическим центром города. Так же Ярославово Дворище было местом сбора Новгородского вече. Название Торговой стороны взяло свое начало благодаря расположенному там торгу.

Историческая часть города по всему периметру ограничена валом, который ранее был оборонительным сооружением, а сейчас представляет из себя земляную насыпь, заросшую травой. Внутри вала, помимо Детинца, располагаются пять концов: Неревский, Загородский и Людин/Гончарский на Софийской стороне вокруг Детинца и Плотницкий и Славянский на Торговой стороне. Названия концов показывают многонациональную структуру города и его происхождение как центра торговли. Неревский (происходит от названия финских и эстонских племен Меря), Людин (гончары племени кривичей и, предположительно, предки белорусов) и Славянский (назван в честь местного племени словен) концы были концами, заложившими основы развития Новгорода.

В те времена местная архитектура была на пике своего развития благодаря богатым купцам, которые на собственные средства строили церкви. Сформировавшийся тогда архитектурный стиль принимается за один из эталонов древнерусского зодчества. Великий Новгород был хорошо известен зарубежом как столица процветающей Новгородской Республики и один из крупнейших городов Европы. Так же город являлся активным участником Ганзейского торгового союза.
После захвата Новгорода московским князем Иваном III в XV веке город потерял свое значение в качестве важного пункта международной торговли. В связи с этим доход города значительно снизился и развитие остановилось на целых три столетия.

В то же время люди жившие на территориях контролируемых Московским княжеством подверглись процессу обрусения. Под обрусением имеется в виду процесс слияния многих народов в один русский народ. Вследствие этого культурные и языковые различия перестали играть роль в социальной жизни города, что свело на нет торговлю между концами. Это привело к значительному ухудшению экономической ситуации в городе.

В начале XVIII века Пётр I полностью изменил планировочную структуру Торговой стороны подражая отчасти прямоугольной сетке улиц недавно построенного Санкт-Петербурга. Географическое расположение Великого Новгорода неподалеку от новой столицы определило его роль транзитного города по пути из Москвы в Санкт-Петербург. Таким образом с начала XVIII века по начало XX века Новгород строился в "европейском" стиле соответственно новым политическим тенденциям.

Во время Второй мировой войны Великий Новгород был оккупирован нацистами и во время сражений было разрушено около 90% всех строений, включая исторические постройки. Из 2536 каменных зданий уцелело всего лишь 40. После победы пришлось отстраивать город практически с нуля.

Оставшиеся после войны старинные постройки теперь интегрированы в новую уникальную архитектурную среду из комбинации стилей: Сталинского ампира 50-х, советского модернизма 60-х и 70-х и современной архитектуры. Несмотря на разнообразие стилей многие люди замечают только церковную архитектуру игнорируя все остальное и получается, что более поздние архитектурные стили служат "фоном" для церквей.

На текущий момент Великий Новгород является провинциальным городом с населением около 220 тысяч человек. Новгород – достаточно популярное место для внутреннего туризма на выходные. Интересен факт, что хотя официально система деления на концы не существует, но согласно проводимым недавно исследованиям, многие местные жители о ней знают.
Методы Анализа
Структура Города
Мастерплан освещения должен основываться на объективных данных, анализируя которые, можно выявить истинные нужды города. Для этих целей было решено провести исследование с помощью открытых данных доступных в интернете. Так как объект исследования располагается на территории России, то социальная сеть "ВКонтакте" была выбрана в качестве источника данных.

Основная идея метода заключается в использовании фотографий размещенных пользователями сети "ВКонтакте". Каждое фото помимо самого изображения содержит в себе информацию о фотоаппарате, выдержке, экспозиции, ISO, дате и времени создания фотографии, координаты места съемки и др.

Интересующие в данном случае данные – координаты, дата и время съемки. В рамках исследования была сделана выборка фотографий в границах исторического вала Великого Новгорода в промежуток между 1 июля 2015 и 31 июня 2016 года (примерно 350 тысяч фотографий).
Сами по себе изображения не представляют ценности для исследования, однако сам факт съемки с определенное время в определенном месте имеет важное значение.

Полученная база значений была поделена на выборки и визуализирована в виде тепловых карт. Первая выборка была названа "Пульс города". Она показывает усредненную за год активность людей в городе в разное время суток.

Вторая выборка "Сезонные изменения" демонстрирует использование города людьми после захода солнца в различные времена года.
Корреляции в городе
Для более детального понимания ситуации было решено нанести тепловую карту "20:00-24:00" из первой выборки на карту типов кварталов с отметками достопримечательностей. Смотря на получившееся изображение можно сразу сделать несколько выводов.

Наименьшая плотность присутствия наблюдается в зонах частного жилья, а наибольшая в общественных пространствах. Так же эта карта наглядно демонстрирует одну из важных особенностей Великого Новгорода – соседство церквей и частной и малоэтажной жилой застройки.

Изучая карту подробнее, можно найти несколько нелогичных зон. Первая – непосещаемое пространство набережной между Кремлевский парком и Театром Драмы, которые сами по себе представляют сильные точки притяжения.

Вторая зона – улица Ильина. Она лежит на основной архитектурной планировочной оси Новгорода и соединяет Торг и Церковь Спаса Преображения на Ильине и в отличии от всей остальной оси именно на этой улице плотность сильно падает.
Северная часть променада Торговой стороны так же пустует после заката по сравнению с его южной частью.

Также следует обратить внимание на два сквера на архитектурной планировочной оси с Софийской стороны. Плотность присутствия на их территории не характерна для скверов. Обычно в используемых скверах имеется несколько точек высокой плотности, в данной же ситуации наблюдается примерно равномерное распределение, что говорит об их непопулярности.
Исследование среды
Удаленный анализ рассмотренный в предыдущей части помог собрать информацию на базе которой уже можно не с пустыми руками проводить полевое исследование. Для удобства исследования территория была поделена на четыре части: Детинец, Софийская сторона, Торговая сторона и набережная. Однако независимо от этого можно выделить несколько основных проблем городского освещения.

Практически весь город освещается натриевыми и ртутными лампами в корпусах с излишне широким светораспределением, что топит город в оттенках оранжевого или зеленоватого света с низкой цветопередачей и сильным слепящим эффектом.

В основном городское освещение Великого Новгорода проектировалось для автомобилистов, а не для пешеходов. Все освещение соразмерного с человеком масштаба сосредоточено в Детинце и на прилегающей территории.
На данный момент в Новгороде развитие велоинфраструктуры набирает обороты и многие люди используют велосипеды вместо автомобилей. Но существующие велодорожки с трудом отличимы от пешеходных тратуаров или автодорог в темное время суток.
Еще одним очень важным упущением является освещение дворовых территорий. Большинство из них совершенно не освещены, даже находящиеся в непосредственной близости от Кремлевского парка.
Детинец
Новгородский Детинец является наиболее посещаемым и исторически значимым местом в городе и заслуживает подробного анализа световой среды.

Первые впечатления о Детинце складываются по его внешним частям – стенам, башням и куполам Софийского собора. В дневное время его стены предстают перед наблюдателем в теплых тонах красного кирпича, что создает крепости привлекательный образ. В ночное же время под светом 160 мощных металлогалогенных прожекторов стены смотрятся серыми и безжизненными.

Помимо неправильной передачи цвета стен прожекторы имеют проблему с нацеливанием. В связи с исторически неровным ландшафтом вокруг Кремля опоры с прожекторами расположены на различном расстоянии от стен. Такое расположение делает невозможным создание равномерного освещения башен и стен и провоцирует световое загрязнение.

Стены вокруг центрального входа в Детинец освещены рядом фонарей с очень теплой цветовой температурой, что создает сильный диссонанс с более холодным светом вокруг.

Внутри Детинца две основные достопримечательности – Софийский собор и памятник "Тысячелетие России" – находятся вблизи от центрального пешеходного маршрута. Они обе освещены теми же прожекторами что используются для внешних стен Детинца.

В случае освещения памятника прожектора справляются весьма удачно, потому что цвета памятника преимущественно холодные, что совпадает со спектром свечения прожекторов. Также холодный свет на памятнике создает интересный контраст с освещенным теплым светом фасадом здания позади него.

Со старейшей церковью на территории России дела обстоят значительно хуже – в самый центр главного фасада направлен луч холодного света, в то время как окружающие строения освещены оранжевым светом от уличных фонарей. Такой подход к освещению разрушает весь архитектурный ансамбль с его иерархией и игнорирует оригинальную цветовую гамму его фасадов, что приводит к обесцениванию вида темное время суток.

В целом освещение внутренней территории Детинца можно назвать весьма однообразным и очень ярким. По большей части освещение состоит из равномерно расставленных фонарных столбов и всего лишь несколько зданий имеют архитектурную подсветку.
Софийская сторона
Изучение Софийской стороны не беря в расчет Детинец помогает сконцентрироваться на духе этой части города в ночное время.

Большинство улиц Софийской стороны выглядят очень "по-советски". Многие здания были разрушены во времена Второй мировой войны и улицы были перестроены в послевоенный период в характерном для того времени стиле Сталинского ампира.

В целом Софийская сторона хорошо освещена и на первый взгляд воспринимается весьма яркой и безопасной. Но в то же время она несколько безжизненная после захода солнца. Скорее всего одной из причин безжизненности служит то, что Детинцец и его окружение является главной точкой притяжения в это время суток, а улицы состоят в большей степени из жилых домов и в меньшей степени из коммерческих и административных зданий, которые заканчивают работу достаточно рано.

Ранее было сказано, что множество церквей расположено в жилых зонах. В ночное время все эти церкви растворяются в своем окружении и становятся незаметны, в то время как существует отличная возможность создать из них локальные центры притяжения.
Существует мнение, что яркое освещение обеспечивает безопасность на улицах. Джейн Джейкобс в своей книге "Смерть и жизнь больших американских городов" опровергает данное заявление и утверждает, что пока нет глаз смотрящих за этими улицами и пока в головах принадлежащих этим глазам нет привычки в бессознательной поддержке, освещение не сможет улучшить ситуацию.

Так как на этих улицах практически нет центров притяжения, на них ничего не происходит и никакие глаза не присматривают за ними. Это значит, что ощущение безопасности не зависит от яркости освещения.

Переходя от улиц ко внутренним дворам можно заметить серьезную разницу – дворы совершенно темные и в момент перехода со светлой улицы в темный двор глазам требуется значительное время для адаптации.

Наблюдения показали, что на Софийской стороне всего лишь 5 зданий не считая Детинца имеют архитектурную подсветку. Из этого можно сделать вывод, что архитектурное освещение может стать мощным инструментом чтобы выделиться в этом городе, однако, его нужно использовать очень аккуратно.
Торговая сторона
Архитектура восточного берега реки Волхов значительно отличается от архитектуры западного берега. Большинство исторических сооружений сосредоточено в зоне малоэтажной жилой застройки неподалеку от берега. Дальняя от реки часть состоит в основном из частного жилья. Так же как и на Софийской стороне, здесь тоже есть церкви в жилых зонах и снова, не смотря на то, что церкви представляют собой прекрасные образцы средневековой новгородской церковной архитектуры, они исчезают из ткани города после заката.

Подход к освещению исторической части и зоны с частной застройкой на данный момент одинаков. Хотя система уличного освещения существует, она находится в выключенном состоянии на большинстве улиц. В основном только главные улицы остаются освещенными ночью.

На Торговой стороне так же отсутствует освещение человеческого масштаба. В летнее время уличное освещение не пробивается сквозь кроны деревьев по бокам улиц и приводит к темноте тротуаров.

Следуя специфике Торговой стороны, вторая по популярности достопримечательность Новгорода – Ярославово Дворище – остается темной в то время как на её территории установлено множество выключенных прожекторов.
Удаленный анализ заострил внимание на улице Ильина. Один из наиболее красивых видов Торговой стороны открывается с Кремлёвского моста на эту улицу. Улица ведет к церкви Спаса Преображения и Знаменскому собору в её конце. На данный момент система освещения на улице Ильина состоит из двугхрожковых фонарей на центральной оси улицы. В дневное время фонари закрывают вид на церковь своим телом, а в ночное – слепящим воздействием.

После Второй мировой войны большинство зданий на северо-западе Торговой стороны были разрушены и на их месте были построены новые девятиэтажные дома. Потребность в большом количестве жилья спровоцировала множество быстрых и необдуманных решений в сфере городского планирования. Таким образом, новая планировка жилой зоны вдоль набережной сильно изменила первоначальный облик этой территории.

Отдельного внимания заслуживает освещение новгородской телебашни, которая расположена недалеко от центральной части набережной Торговой стороны. Башня является самым высоким зданием в городе и сильно выбивается из его панорамы как днем, так и ночью за счет очень наивной схемы освещения. Освещение башни следует в корне пересмотреть и вписать в концепцию единой световой среды.
Набережная
Обычно если в городе есть река, то набережная становится там самым популярным местом. В Великом Новгороде это наблюдение подтверждается и прямым и удаленным анализом. Набережная Новгорода чаще всего заполонена туристами и местными жителями в течении дня и особенно вечером.

В целом исследование набережной показало отсутствие единой световой среды и наличие множества частей выделяющихся каждая по-своему и создающих световую какофонию.

Берега реки соединяются двумя мостами – Кремлёвским и Александра Невского. Первый мост пешеходный и лежит на основной архитектурно-планировочной оси города. Он был построен в 1980-х на месте Великого моста, который был разрушен в 1944 году. Второй мост был построен после войны для соединения частей города автомобильной дорогой. Чтобы построить мост и сделать его частью магистрали на Москву потребовалось засыпать водный канал на Торговой стороне.

Кремлёвский мост сам по себе вмешивается в панораму набережной. Видимые источники света на мосту так же нарушают вид и в дополнение к этому имеют зеленоватый спектр излучения, чем создают нездоровый вид пешеходов.

Относительно освещения моста Александра Невского Нареканий нет.

Дальнейшая разработка проекта требует разделение набережной на зоны соответственно их визуальным и функциональным особенностям. Общая протяженность набережной составляет 3.2 км (примерно 1.6 км с каждой стороны).

Набережную Софийской стороны можно разделить на шесть частей: Монумент Победы, пляж, Детинец, Кремлёвский парк, часть между мостом Александра Невского и Драмтеатром и сам Драмтеатр.

Набережная Торговой стороны состоит из трёх частей: Ярославово Дворище, часть между мостами и часть от моста Александра Невского и церковью Бориса и Глеба в Плотниках.
Монумент Победы и Драмтеатр находятся в конечных точках Софийской набережной и оба остаются неосвещенными в темное время суток.

Как говорилось ранее набережная имеет огромный потенциал развития в уникальное общественное пространство с видом на исторические достопримечательности. В разделе удаленного анализа было отмечено, что существует две непосещаемые в вечернее время зоны на набережной. Первая – заброшенная территория между мостом Александра Невского и Драмтеатром. Она практически не используется из-за отсутствия там освещения и из-за этого невозможно пройти по набережной до Драмтеатра от Детинца.

Драмтеатр представляет собой великолепный образец модернистской архитектуры, который привлекает людей и в ночное время, но все же днем его желает посмотреть гораздо большее количество людей. Так же он является частью панорамы с набережной Торговой стороны.

Вторая непосещаемая территория – северная часть набережной Торговой стороны. На протяжении этой части набережной стоят высокие фонарные столбы, но вечером они так и остаются выключенными. Этот факт вычеркивает набережную из списка любимых мест в городе и прерывает связь между церковью Бориса и Глеба в Плотниках и оставшейся частью набережной.

В южной части Торговой стороны находится аркада Ярославово Дворища с архитектурным освещением и весьма приятным освещением пешеходной зоны напротив нее.

Наилучший вид на Детинец открывается как раз с территории перед Ярославовым Дворищем и оттуда освещение стен и башен выглядит впечатляюще, однако когда находишься на пешеходной дорожке между стенами Детинца и освещающими их прожекторами, прожектора очень сильно слепят.